Зачем крупные компании делают экосистемы

Кратко – чтобы увеличить эффективность вложений. А теперь за три минуты, подробно про экосистемы, в конце самое интересное про наш любимый зеленый банк и что будет после экосистем.

Мы все знаем множество слияний и поглощений, которые происходят с целью оптимизации затрат. Это например слияние двух автопроизводителей; или например, когда крупные пищевые концерны скупают мелких производителей в разных странах мира; или когда фармацевтические компании объединяются и скупают компании поменьше.

Такие примеры слияния активов и оптимизации затрат есть во всех отраслях экономики, во всех странах мира.

Успешные экосистемы

В предыдущей статье разбирали пример экосистемы Яндекс «доступ к ТВ, кино и музыке + такси и каршеринг со скидкой + финансовые услуги + дополнительное облачное хранилище + бонусы на маркете».

Набор немного разнородный, но если посмотреть на структуру бизнеса, все становится логично. Эта экосистема дает удобство потребления комплекса услуг, а небольшая абонентская плата, позволяет потребителям экономить, или как минимум, окупать саму подписку.

Еще один пример, это экосистема Apple. Она долго строилась и эволюционировала, и сейчас состоит из трех частей: железо, софт и услуги.

Компьютер, планшет, телефон, и другие менее известные товары, позволяют работать, звонить, сёрфить беспрерывно на любом из этих устройств. Эти гаджеты сшиты в одно целое, это создает комфорт пользователю, который в ответ лоялен к бренду.

Многие владельцы этих устройств платят за услуги музыкального сервиса, кино и телевидения, за облачное хранилище. Экосистема создает комфортную рабочую среду и удобство просмотра или создания контента.

В чем залог успеха экосистемы

Для потребителя экосистема – это комплекс товаров и услуг, который дает ему комфорт, в чем-либо. Комфорт пользования техникой, или комфорт потребления услуг, или все это одновременно.

Каждый отдельный товар нуждается в самостоятельной рекламе, это дорого. В подписку на услугу, можно включить много «цепляющих» каждого составных частей. Оптовая реклама более эффективна и оптимизирует затраты.
Самая эффективная реклама, это реклама бренда (если он того стоит).

Для бизнеса экосистема – это слияние активов из разных отраслей, с целью увеличения капитализации, роста доли рынка и оптимизации затрат. Это достижимо, если экосистема привлекательна для потребителей.

Рассмотрим экосистему СБЕР

Почему Сбербанк стал экосистемой? Кратко: надо развиваться, что придумали, то и сделали.

Скупить почти все банки в РФ, и стать абсолютным монополистом, вариант не подходит. Стоять на месте и оставаться дальше Сбербанком, в нынешней ситуации тоже невозможно, это постепенная и неизбежная утрата лидерства.

Партнерство Сбербанка и Яндекса не могло быть успешным. Сбербанк гораздо больше Яндекса, но пристроился к экосистеме Яндекса. И кто-то из них должен был отказаться от лидерства. Медведь и тигр создать семью не могут.

У Сбербанка не было другого варианта, кроме как начать создавать что-то своё.

Он начал строить систему, аналогичную Яндексу, потому что для Яндекса она эффективна. Но будет ли такая система эффективна для СБЕРа?

В «продуктовый набор» по подписке входят: поисковик, информационный портал, навигация, видео и аудио сервисы, скидка на такси, доставка продуктов и лекарств, и собственно, само финансовое учреждение.

Нас приглашают зайти в «общежитие», куда вселили: дядюшку Скруджа, доктора Айболита, Бременских музыкантов и курьеров из ближнего зарубежья. А еще там дадут скидку на «позвонить по спаренному телефону». Сказочное предложение! Стратегию списали из сказки про «Теремок».

Свое главное преимущество – самое большое финансовое учреждение в стране, сделали «одним из», приравняв к скидкам на курьерскую доставку еды и лекарств, и к музыке в наушниках.

Стратегия крупных компаний должна быть безупречной.

Почему «Объединенные кондитеры» не рекламируют свой бренд? Потому что бренд «Бабаевский» существенно более ценный, и понятный для потребителя.

Вспомним примеры востребованных экосистем. Apple развивал экосистему от компьютера и софта, Яндекс развивал экосистему от поисковика и почты, и продолжает искать в разных направлениях – найти всё, выбрать лучше, купить дешевле, добраться быстрее.

За что можно платить СБЕРу абонентскую плату

За подписку на экосистему включающую в себя все возможные финансовые услуги, а именно:

Скидка на обслуживание и перевыпуск карт;
Повышенный процент по вкладам;
Скидка на проценты по кредитам;
Оплата счетов ЖКХ без комиссии;
Аренда сейфовых ячеек для документов;
Инвестиции и брокерское обслуживание;
Оформление ежегодного налогового вычета;
Страховые услуги.

Как получилось, что страховые услуги не попали в подписку «прайм»? Кто этот «СБЕРбогатырь», который не дал прорваться страховым агентам?

Мы уже платим абонентскую плату: за обслуживание карт; за заемные деньги; за переводы и конвертацию; отсутствие кешбэка – всё это можно объединить и дать скидку, каждому свою.

Если для потребителя не ясна логика экосистемы, то путь к успеху экосистемы, будет неясным.

Что будет после экосистем

Всё будет только укрупняться. Придумают новое название «мегаэкосистема» или просто «виртуальная жизнь», это не принципиально.

Общие тенденции будут следующие: компании будут объединяться, услуг станет больше, настройки и тарифы более гибкие. Услуги и тарифы будут группироваться по категориям: транспорт+финансы+связь+продукты+общепит.

К примеру, тариф «Город N базовый» за 15 000 руб в месяц: 4 поездки на общественном транспорте или 2 поездки на такси в день, 1 завтрак и 1 обед в нескольких сетях общепита, страхование жизни/здоровья/жилья, 2 похода в поликлинику, 1 поход в муниципальный музей или на выставку, интернет без ограничений.

Это был пример, для того чтобы показать тенденцию развития экосистем.

В целом будет так: платите абонентскую плату, за право нормально жить. Это всё в рамках концепции «люди – новая нефть».

Всем удачи!

Более подробно про “люди-нефть” в этой статье.

Если вам понравилось, поделитесь в соцсети с друзьями.

«Легко Про Всё»